Материал заместителя главного редактора газеты «Правда» Михаила Кострикова
На днях в СМИ проскочила информация о том, что с 1 сентября этого года некоторые виды медицинской помощи в России станут для граждан платными. По словам ряда экспертов, это следует из текста постановления правительства РФ за №736. Речь идёт вроде как о тех случаях, когда нет прямой угрозы жизни пациента.
Вскоре от властей последовало гневное опровержение. РИА «Новости» приводит слова заместителя министра здравоохранения Алексея Кузнецова: «Информация о том, что медицинская помощь станет платной, не соответствует действительности и является не более чем неквалифицированной оценкой содержания нормативного акта, распространённой рядом СМИ». Чиновник заверил, что и экстренная, и плановая помощь, оказываемая как амбулаторно, так и в стационаре, а также обеспечение лекарственными препаратами были и остаются бесплатными в рамках программы государственных гарантий.
После таких слов замминистра прямо-таки захотелось дальше жить. Но что-то всё же смущает. Может быть, к примеру то, что когда-то нам и про возраст выхода на пенсию говорили, что его не поднимут. А потом сразу после президентских выборов устроили пенсионный грабёж. Ну и, кроме того, как-то сложно забыть про регулярные сборы средств на лечение тяжелобольных детей при помощи СМС-сообщений.
Поэтому, памятуя о том, что дьявол — всегда в деталях, стоит обратить внимание на сам правительственный акт, который вызвал у некоторых граждан тревогу. Благо он доступен: и сам текст постановления №736 от 11 мая 2023 года, и прилагающийся к нему документ под названием «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
Вот, к примеру, на третьей странице «Правил…» в разделе II под названием «Условия предоставления платных медицинских услуг» находим пункт восемь. В нём в подпункте «г)» читаем: «при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг». То есть пришёл пациент к доктору, потому что подозревает у себя признаки некоей болезни, и просит назначить ему обследование. А доктор причин для этого в упор не видит и предлагает: раз вам так нужно, то проходите обследование за денежку.
Конечно, пациенты бывают мнительные. Но врачи у нас находятся под строжайшим присмотром страховых компаний, из общения с которыми автор этих строк лично вынес убеждение: эти удавятся за каждую копейку. Поэтому с назначением «лишних» обследований в государственных учреждениях здравоохранения уже давно всё ровненько и спокойненько.
И вот тут стоит вспомнить, что зарплата врача в нашей стране — это не столько оклад, сколько стимулирующие надбавки и премии. Именно они составляют большую её часть. И это отличный способ заставить врача навязывать пациенту платные услуги. Не навязал — живи на «голый» оклад. Вот вам и пресловутый подпункт «г)» из правительственного документа. Администрации учреждения здравоохранения, без сомнения, выгодно оказывать как можно больше платных услуг, то есть попросту «стричь» пациентов. Ведь в госбюджете — триллионная дыра, и главврачи тоже должны «крутиться».
То же касается и такого вида помощи, как «индивидуальный пост медицинского наблюдения» в стационаре, то есть, выражаясь обычным языком, «сиделки». Практически все, кто сталкивался с реальной практикой работы больниц, знают: это платная услуга почти что по умолчанию. Почему? А потому, что упомянутые «Правила…» это оговаривают: если персонал усмотрел «отсутствие медицинских показаний», то не будет вам никакой бесплатной сиделки — только за денежку.
И в это же время в нашем государстве есть категории людей, у которых никаких проблем с медицинской помощью нет. Это не только олигархи, которые изначально рассматривают для себя исключительно коммерческую медицину и зачастую предпочитают зарубежную. Речь о миллионной армии госслужащих, как носящих погоны, так и не имеющих их. У них медпомощь — за счёт госбюджета в особых поликлиниках и больницах.
Такое вот сословно-классовое деление в системе здравоохранения. А начинали-то ещё в перестроечные времена с борьбы с привилегиями…