Видный деятель международного коммунистического движения, болгарский коммунист Георгий Димитров, побывавший в нацистских застенках, дал следующее определение такому политическому явлению, как фашизм: «Фашизм — открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее террористических и империалистических элементов финансового капитала, т.е. особая форма классового господства буржуазии». Данное определение им было сформулировано в докладе на VII конгрессе Коминтерна летом 1935 года. Продолжая свою характеристику фашизма, Димитров далее отметил: «Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов». Действительно, фашизм и нацизм как его разновидность подразумевают проведение захватнической политики и осуществление глобального контроля над «жизненным пространством» и народами его населяющим. Поэтому Адольф Гитлер и Бенито Муссолини являлись лидерами империалистического национал-фашистского глобализма Европы, обрушившегося на первое государство рабочих и крестьян — Советский Союз в 1941 году. До этого, ещё в 1935 году, был создан Антикоминтерновский пакт, союз «стран Оси» (Германии, Италии и Японии). В 1938 году произошел аншлюс Австрии и захват Чехословакии. Тогда же, в 1936-1939 годах коммунисты, социалисты и все прогрессивные силы вели борьбу с нацистами Германии и фашистами Италии в Испании, противостоя военному мятежу авторитарного лидера «Испанской фаланги» генерала Франциско Франко. Актуальность угрозы нарастания фашизма ощущается и сегодня, в наши дни.
Эти проблемы коммунисты и их союзники, представители научного и экспертного сообщества в городе на Неве, в том числе, из недавно начавшего свою работу Научно-экспертного совета по развитию марксистско-ленинской идеологии обсуждали на круглом столе «Европейская культура и фашистская идеология», который состоялся 17 декабря в Санкт-Петербургском горкоме КПРФ. Вёл круглый стол член Центрального райкома КПРФ, заместитель директора Центра исследований политических проблем, ответственный секретарь научно-экспертного совета Максим Лагутин.
Первый вице-президент Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ) Андрей Антонов передал наилучшие пожелания и успешной работы от имени президента ПАНИ, члена Общественной палаты Санкт-Петербурга, доктора философских наук, профессора Алексея Васильевича Воронцова. В своем выступлении Андрей Витальевич подчеркнул, что европейская культура народных масс и трудящихся классов резко отличалась и отличается от культуры европейских элит, которые через пропаганду глобализма и шовинизма толкали раньше и толкают сейчас народы Европы во имя собственных корыстных интересов к «кровавой бойне». Как в XX веке, так и в нынешнее время наша страна приняла на себя удар глобалистских сил и в тяжёлом неравном бою отстаивает свой суверенитет и свою независимость.

С установочным докладом выступил профессор СПбГУ, доктор исторических наук Владимир Фокин, являющийся руководителем Центра политической учёбы при горкоме КПРФ и научным руководителем Научно-экспертного совета по развитию марксистско-ленинской идеологии. Анализируя феномен фашизма, Владимир Иванович отметил, что такая европейская социальная наука, как «геополитика», фактически пропагандирует расистские взгляды, пришедшие к нам из Европы. Один из основателей геополитики, германский военный Карл Хаусхофер и его соратник — философ Карл Шмидт «научным образом» обосновывали завоевательные стремления германского империализма. В своей работе «Жизненное пространство и рейх»* (признана в России экстремистской, внесена в перечень запрещённых экстремистских материалов) Шмидт пытался «доказывать правоту» экспансионистской политики Третьего рейха по завоеванию Польши и других славянских земель. Его британский «коллега» — соперник в научном сообществе Хэлфорд Маккиндер ратовал за «бремя белого человека» и колониальную политику «морской державы» Великобритании. В научной работе «Столкновение цивилизаций» известного западного мыслителя Самуэля Хантингтона и в теории американского профессора Джозефа Ная про «мягкую силу», по мнению Фокина, культивируется военное противостояние между народами и возможности манипулирования сознанием целых наций во имя их эксплуатации и извлечения прибыли западными элитами.
Кроме того, профессора Фокина глубоко возмутила деятельность структур Сороса и других западных фондов, которые финансировали такие произведения как «Ледокол» предателя Суворова (Резуна), в которых оправдывается агрессия германского нацизма против СССР и других народов мира. Завершая свое выступление товарищ, Фокин дал следующую оценку происходящему: «Перечисленные факты выражают позицию Европы и сегодня по отношению к Специальной военной операции России против коллективного Запада на Украине».

Ведущий круглого стола Максим Лагутин в своем выступлении вскрыл коренную сущность фашизма и его связь с католицизмом. Образованный в Италии в 1919 году Бенито Муссолини и его соратниками «Fasci Italiani di combatimento» («Фашистский союз или Единый итальянский союз борьбы») являлся реакцией «низов» на кровавую бойню Первой мировой войны, многомиллионные людские и экономические потери и развившийся вследствие этого социально-экономический кризис, вызвавший голод, нищету и безработицу. Муссолини вместе со своим соратником, философом Джованни Джентилле в 1926 году создали идеологический труд, обосновывающий деятельность итальянских фашистов под названием «Доктрина фашизма»* (как и гитлеровская книга «Майн кампф» это произведение признано экстремистским и внесено в перечень запрещённых экстремистских материалов). Основой данной идеологической и философской концепции послужил написанный Дженителле в 1916 году «Манифест фашистских интеллектуалов»* (тоже признано экстремистским и внесено в перечень запрещённых экстремистских материалов). Он подразумевает следующие моменты: нация и государство являются наивысшей ценностью; для защиты нации государство должно обладать всеобъемлющей властью; во всём должно быть корпоративное управление. Идеология фашизма очень близко смыкалась с католицизмом, поскольку это вероучение подразумевало «непогрешимость» и «полную правоту» божьего наместника на земле, римского Папы, которому должны беспрекословно подчиняться «благоверные» католики. Муссолини проповедовал беспрекословное подчинение народа вождю (дуче) и государству, которое организует жизнь и деятельность своих подданных. Корпоративное управление подразумевает «сотрудничество» классов в едином государстве. Однако, как и в случае с властью Папы и его окружения, так и вождя и его государственной команды, католицизм и фашизм на тот момент проповедовали «социальные единство в социальном неравенстве», когда элиты «могут всё» и жёстко управляют «бесправными, послушными массами». Кроме того, нацизм, фашизм и католицизм в Германии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии и Польше в 20-30-х годах прошлого века выступали за жёсткий союз государства и церкви, как основной фундамент «социального неравенства» и борьбы «традиций» с развитием, свободой и прогрессом. (В нормальном государстве, каким являлся Советский Союз, «традиции», а именно семья, история, и культура народа разумно сочетаются с прогрессом, развитием, справедливостью и свободой, что позволило советским людям достигнуть небывалых успехов в науке, образовании, экономике.) Фашистские, автократические режимы для управления низами всегда противопоставляют «традиции» развитию, свободе и прогрессу. Эти общие позиции фашизма и католицизма позволили Муссолини в 1929 году заключить Латеранские соглашения, а Гитлеру в 1933 году конкордат с католиками при Папе Пие XI. Пий XI, призывавший к крестовому походу против СССР, при этом заявлял: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению».

Отвечающий за направление по межнациональному взаимодействию в Научно-экспертном совете по развитию марксистско-ленинской идеологии, профессор, доктор философских наук, член горкома КПРФ Анатолий Халтурин в своем выступлении раскрыл как философское учение Фридриха Ницше поспособствовало развитию нацистской и фашистской идеологии. В своих произведениях германский философ Ницше проповедовал, что у «сильного человека» всегда существует «воля к власти», «воля повелевать слабыми». По Ницше «социальное неравенство естественно, поскольку и биологические, и социальные законы делят мир животных и мир человеческий на сильных и слабых, на господ и рабов». По мнению Анатолия Николаевича, Фридрих Ницше выступал за необходимость ликвидации демократического способа правления через систему выборов, ибо «посредственность выбирает себе подобных и препятствует сильным личностям брать власть». Ницше считал, что автократическая диктатура «сверхлюдей», «белокурых бестий» является прогрессом, а демократия и парламентаризм ведут к застою и деградации. Именно этими постулатами ницшеанского учения, по мнению профессора Халтурина, воспользовались нацисты и фашисты для обоснования своих агрессивных планов по отношению к различным народам европейского континента.

В ходе своего выступления, анализируя сегодняшний день, кандидат исторических наук Александр Бондаревский отметил, что прежние заслуги европейской культуры нивелированы «культурой отмены», навязываемой силами глобального фашизма. Ещё Александр Иванович Герцен утверждал: «Европейская философия бремени и превосходства белого человека не может быть для России образцом подражания». Сегодня такие деятели ЕС, как Жозеф Борель или Урсула фон дер Ляйен проповедуют концепцию превосходства европейских ценностей «цветущего сада» над другими цивилизациями. Александр Витальевич считает, что сейчас европейские глобалистские элиты действуют так же, как и во время первой мировой войны немецкие социал-демократы и французские социалисты, входившие в II-й Интернационал, выступая за войну (проголосовав за военные кредиты), как за способ отстаивания позиции «превосходства белого человека» над другими народами. Это напрямую касается проходящей сейчас СВО на Украине, где ЕС открыто и сознательно встал на сторону бандеровских неонацистов.

Преподаватель истории Алексей Ванягин в своем выступлении подчеркнул, что итальянские фашисты, в отличие от гитлеровских нацистов, действовали хитрее и более завуалировано. Сторонники Муссолини заигрывали с профсоюзами, представляя Италию как «социальное народное государство».

Председатель Сталинского комитета Иван Метелица обратил внимание, что на фоне усиления фашиствующих глобалистских сил в Европе в России нарастает угроза доминирования черносотенства и царебожничества на политическом пространстве. Сейчас некоторые отечественные властные элиты, по мнению Метелицы, стремятся создать почву для становления крепкого фашистского движения с мощными клерикальными корнями. Пропаганда взглядов фашиствующего философа Ивана Ильина является тому подтверждением. Иван Александрович считает, что царебожничеству можно противопоставить объединение всех левых прогрессивных сил вокруг КПРФ, включая сторонников идеологии «Православного социализма», таких как профессор, доктор исторических наук Владимир Василик. Недавно этот учёный раскритиковал антиленинские фильмы «Мумия» и «Хроники русской революции».

В заключение работы круглого стола выступающие ответили на вопросы и прокомментировали реплики присутствующих. Прошедшее обсуждение было весьма полезным, его результаты несомненно скажутся на эффективности работы КПРФ в информационно-идеологическом поле.
*Признана в России экстремистской, внесена в перечень запрещённых экстремистских материалов
авт: Максим Лагутин и Владимир Соловейчик