Материал Михаила Кострикова в газете «Правда»
Опять приходится говорить о России, которую кто-то «потерял» в 1917-м. Вроде бы отыскать сегодня в РФ тех, кто помнит о настоящих своих дворянских корнях, очень нелегко. Но всё равно находится немало потомков рабочих, крестьян и «инородцев» с национальных окраин бывшей империи, тоскующих по «вальсам Шуберта», «хрусту французской булки» и «гимназисткам румяным». На самом деле этого счастья их прадеды никогда не видели, потому что оно было доступно лишь для двух с небольшим процентов населения, которые и составляли привилегированные сословия Российской империи.
Вот, к примеру, в одной из социальных сетей в сообществе под наименованием «Преступления Ленина и Сталина» публикуют рядышком две фотографии. На одной — весёлые гимназисты начала 1900-х годов. А на другой — советские школьники 1952 года в очень похожей на гимназическую форме с картузами. И патетически вопрошает под этими снимками некая тоскующая по империи личность: ради этого стоило устраивать революцию с Гражданской войной? Очевидно, с намёком, что только к 1950-м годам СССР вернулся на уровень святого для каждого монархиста-царебожника 1913-го…
Что ж, поблагодарим за такую «подачу» и посмотрим, ради чего же был Великий Октябрь и за что народы России во главе с большевиками бились на фронтах Гражданской с иностранными интервентами, их пособниками из белого движения и разными националистами.
В 1913 году в Российской империи число учащихся гимназического уровня было 677100 человек. С приравненными к ним некоторыми частными, военными и иными ведомственными учебными заведениями в лучшем случае общее количество едва дотягивало до 800 тыс. Напомним также, что гимназии были доступны не для всех. Это не большевистская пропаганда выдумала циркуляр «о кухаркиных детях». Кто забыл о нём, может почитать о личном опыте Корнея Чуковского в его повести «Серебряный герб».
Охват детей начальной школой в романовской монархии в 1914 году составлял 30,1%. То есть менее трети в среднем. В городах он был выше, 46,6%, а вот в деревнях и до 30% не дотягивал. Что касается национальных окраин, то тут сказать сложно. Дело в том, что царская статистика более-менее велась примерно по пятидесяти губерниям. Узнать доподлинно, что творилось у «инородцев», очень сложно: почти нет источниковой базы, кроме разного рода воспоминаний и других отрывочных свидетельств, а из них в основном следует, что царил там мрак…
Теперь посмотрим на СССР середины 1950-х (раз уж авторы выбрали фото за 1952 год). В 1956 году число учащихся общеобразовательных школ составляло 30,127 млн. Это без учёта 2 млн учащихся средних специальных учебных заведений. В эту цифру также не включены 1,365 млн обучающихся в системе школ трудовых резервов. Ещё в течение указанного года 14,9 млн человек проходили разного уровня переподготовку и повышение квалификации.
Охват детей школьным образованием в СССР составлял 100%.
Теперь понятно, почему и ради чего были Великий Октябрь и Гражданская война?
Кто-то умудряется возражать: дело не в количестве, а в качестве. Отлично. Порукой качеству советского образования — достижения СССР в науке и технике. Они были в таком количестве, которого почему-то не наблюдается ни в Российской империи, ни в нынешней РФ.
В общем, перед нами очередное свидетельство того, насколько антисоветизм, прикрытый патриотическими лозунгами, отупляет. Просто до неприличия отупляет. Желающие, безусловно, могут продолжать молиться на 1913 год как на икону. Но символ выходит гниловатый. В полном соответствии с заветом русского историка Василия Осиповича Ключевского о том, что история ничему не учит, но зато наказывает за незнание. И пусть монархисты-царебожники ни в коем случае не вспоминают о том, что вслед за 1913-м последовали 1914—1917-й. Зачем же зря переживать?
Ну и в завершение приведём ещё один факт. Число общеобразовательных школ в РФ, по данным Росстата, составляло в 2000 году — 68,8 тыс., а в 2020-м — всего 40,8 тыс.
Жаждущие вернуть Россию, «которую они потеряли» после 1917 года, могут быть довольны: она всё ближе…