Публичный ответ коммунистов на предложение о переименовании площади Труда
На прошлой неделе губернатор Александр Беглов в эфире одного из городских телеканалов озвучил позицию городских властей о необходимости возвращения «исторического» названия площади Труда в Адмиралтейском районе. При этом градоначальник сослался на горожан, которые якобы считают «неправильным» переименование площади в площадь Труда в 1918 году.
Нападки «единороссов» разного уровня на советскую топонимику давно не удивляют. Антисоветская власть не может не иметь претензий к советским названиям. По мнению людей в пиджаках, на слишком вольные мысли и слишком смелые аналогии наталкивают наших сограждан названия некоторых улиц. Ведь на площади Труда находится Николаевский дворец, построенный в годы монархии для великого князя Николая Николаевича, который советская власть после революции передала профсоюзным организациям.
Мы не видели каких-то опросов, которые бы подтвердили мнение властей о необходимости переименовать площадь Труда. Чиновники сообщили о том, что якобы планируется проведение некоего опроса. Не совсем понятно, зачем проводить новые опросы (за бюджетный счет), если многие социологические фонды уже неоднократно опросили различные группы граждан, в том числе в Санкт-Петербурге, и результаты опросов вполне репрезентативны. Например, по данным фонда «Общественное мнение», только треть россиян поддерживает идею о переименовании советских улиц.
Мы не устаем напоминать о том, что «переименования», ставящие благие с точки зрения правящего класса цели, зачастую приводят к банальному погрому исторической памяти. Речь как о переименовании улиц в честь известных революционеров, так и, например, о переименовании улицы Гоголя, которая получила свое название еще до революции, но лишилась имени великого писателя в ходе массовой декоммунизации при Собчаке.
Вызывает сомнение и сама логика возвращения «исторических» названий. Предложение городских властей высмеял даже сатирический проект «Панорама», публикующий вымышленные новости, отображающие реальные решения. На их сайте вышел материал о том, что «власти Санкт-Петербурга согласились переименовать площадь Труда в Санкт-Петербурге в Каторжный двор». Ведь если рассуждать об истории и «исторических» названиях, то нельзя забыть о том, что спустя три года после основания Санкт-Петербурга, в 1706 году, здесь появился Каторжный двор для заключенных. По такой логике вполне можно предложить федеральным властям России переименовать нашу страну в Московское княжество, а Петербургу и Ленинградской области вернуться под «опеку» Новгорода – ведь когда-то эта территория принадлежала именно Новгородской республике.
Если что-то и может в этой истории выглядеть неожиданным, так это выбор мишени для критики. Ведь речь идет не о площади в честь революционеров или в честь народного бунта. Речь о площади, названной в честь труда. Кому это может не нравится? Впрочем, у марксистов есть объяснение подобных предложений.
Топонимика, как бы ни рассуждали аполитичные граждане, отображает жизнь общества. Изменения в надстройке не могут не следовать за серьезными изменениями в базисе. А изменения в базисе в последние 30 лет произошли в пользу чиновников и владельцев частной собственности, зачастую полученной в период незаконной приватизации. Вместе с тем, за период с 1990 по 2014 год, как сообщало издание РБК, в городе уничтожено около 300 крупных промышленных предприятий и порядка 500 средних и мелких. При этом положение человека труда в современной российской капиталистической экономике действительно незавидное. Доля оплаты труда в России составляет 42 процента от вновь созданной собственности, а доля капитала составляет 44%. Третий год подряд эксплуатация остаётся максимальной с 1992 года. Для сравнения: в 1990 году доля оплаты труда была 60%, а предприятиям оставалось 25%. Они были в госсобственности и обязаны были направлять прибыль на инвестиции, НИОКР и общественные фонды потребления (жилье, столовые, детсады, спорт, отдых и т.д.). Эксплуатация – это не выдумка Маркса, Энгельса, Ленина или активистов КПРФ. Это повседневная реальность для большинства жителей Петербурга и всей России. «Если трудовые права попраны, то зачем городу площадь Труда?», – так, видимо, рассуждают в закрытых кабинетах.
Если власть претендует на то, чтобы заявлять о своей опоре на народные чаяния, ей нужно заниматься решением проблем народа – а не создавать расколы в обществе и придумывать новые траты для граждан, которые неизбежно возникнут в связи с переименованием, совершенно на пустом месте.
Мы призываем чиновников отказаться от вредной и бессмысленной затеи с переименованием площади Труда.