Перейти на старую версию Закрыть уведомление
Вступить в КПРФ

Публикуем авторский материал Владимира Соловейчика о состоявшемся 31 января круглом столе по теме: «Проблемы образования в России. Методы и пути их решения».

Вопросы образования всегда были и остаются в центре внимания коммунистов. Активно выступал против переезда «на выселки» Военно-Медицинской Академии Алексей Васильевич Воронцов, и Академия по-прежнему располагается на своём месте, неподалёку от площади Ленина. Большой личный вклад в сохранение Лесотехнического университета имени Кирова внесла Ольга Архиповна Ходунова, и попытка ликвидации под флагом присоединения к непрофильному учебному заведению старейшего вуза с многовековой историей и традициями, более известного поколениям ленинградцев как «Лесотехническая Академия», позорно провалилась. Сейчас депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Роман Игоревич Кононенко направляет депутатские обращения в защиту жилищных и социальных прав студентов, трудовых прав работников среднего профессионального образования (СПО), за сохранение преподавания полиграфических специальностей, за возможность родителей отправить своего ребёнка в школу по месту жительства – и эти вопросы во многом решаются. В том же русле – и проведение экспертно-аналитического круглого стола «Проблемы образования в России. Методы и пути их решения», состоявшегося 31 января в городском комитете КПРФ.

В нём приняли участие представители научного сообщества города, учёные из Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), члены КПРФ и Ленинского комсомола, участники Совета представителей общественных объединений при депутатах-коммунистах в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Ведущим круглого стола был член Центрального райкома КПРФ, заместитель директора Центра политических исследований Максим Лагутин, а открыл обсуждение вице-президент ПАНИ, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук Александр Субетто. Александр Иванович рассказал о системных подходах к научным исследованиям и образовательным процессам, без чего невозможна подготовка компетентных и грамотных специалистов, в том числе и в важнейшей для обеспечения национальной безопасности нашей страны сфере ВПК. Эмоционально завершая своё выступление, Александр Иванович особо отметил ту опасность, которую просвещению несёт «рыночный геноцид планеты» в виде неолиберальных реформ.

Член Общественной палаты Санкт-Петербурга, президент ПАНИ, доктор философских наук, профессор Алексей Воронцов отметил потребность «услышать, что будет делать наше правительство в сфере подготовки педагогических кадров на местах». Необходимо преодоление «Болонского процесса», который не просто оказал отрицательное влияние на высшее образование, а фактически его почти полностью разрушил. К примеру, аспирантура сейчас платная, в результате чего средний возраст доцентов в вузах 49 лет, а профессоров – ещё выше. Алексей Васильевич подробно рассказал о неблаговидных действиях Фонда Сороса на ниве образования и сообщил, что президиум ПАНИ принял на днях документ об информационных рисках в сфере образования. Товарищ Воронцов высоко оценил неизменную поддержку инициатив в защиту отечественных образования и науки со стороны Геннадия Андреевича Зюганова.

Профессор, доктор исторических наук Руслан Костюк рассказал о том, как вопросы образования, занимающие важное место в программах левых партий Европы, преломляются в их практической деятельности, помогают им обрести новых сторонников среди студентов и преподавателей. На конкретных примерах Руслан Васильевич показал, с какими трудностями сталкиваются сейчас аспиранты гуманитарных специальностей при подготовке и защите их кандидатских диссертаций.

Студент, кандидат в члены горкома ЛСКМ РФ Тимофей Фёдоров говорил о проблемах учащейся молодежи. Это и высокая стоимость обучения для тех, кто не поступил на бюджетные места, это и низкие стипендии (скажем, в нашем городе более половины месячной стипендии уходит на покупку студенческого проездного билета), это и проблемы с общежитиями. Многие вузы не имеют своих общежитий и арендуют для студентов этажи в городских гостиницах, что существенно повышает стоимость проживания: в среднем выходит от трёх до восьми тысяч рублей в месяц в зависимости от местоположения здания и числа соседей в комнате. Особое внимание Тимофей уделил опасности внедрения в образование крайне правой, полуфашистской повестки дня со стороны власти и отдельных частных лиц наподобие олигарха Константина Малофеева и Александра Дугина. В качестве положительного примера противодействия этому товарищ Фёдоров отметил создание Студенческого антифашистского фронта, возникшего по инициативе снизу.

Председатель Координационного Совета Движения гражданских инициатив, доцент, кандидат исторических наук Евгений Козлов посвятил своё выступление проблематике ЕГЭ, напомнив, что уже пятнадцать лет левые силы в нашей стране критикуют эту систему оценки знаний учеников. В конце декабря прошлого года, сообщил Евгений Александрович, шесть депутатов ГосДумы внесли поправку в пункт 6 статьи 70 закона «Об образовании», согласно которой те из выпускников колледжей и техникумов, которые захотят поступать в ВУЗы не по профилю своего диплома, будут обязаны сдавать ЕГЭ. При этом поправка, подразумевающая сохранение выбора, не прошла и была заблокирована думским единороссовским большинством.  «Это означает фактическое удвоение ЕГЭ. Сейчас очень много абитуриентов в вузах, пришедших после техникумов и колледжей, так как до 60% учеников отправляется вместо старшей школы на учёбу в систему СПО. Это, как правило, выходцы из семей с низким уровнем доходов. Таким образом происходит закрытие путей в высшую школу тем, кто учится по рабочим специальностям в системе СПО. Выбор для них должен быть добровольным!», – сказал товарищ Козлов.

Кандидат педагогических наук Михаил Барболин, отвечающий в ПАНИ за проблемы образования, рассказал в своём выступлении о методологии инновационных систем в развитии образования. Важнейшей целью образования, считает Михаил Павлович, должно быть «воспитание человека творческого».

Преподаватель Колледжа петербургской моды Геннадий Куликов сосредоточил своё внимание на проблемах СПО. По словам Геннадия Евдокимовича, СПО теперь рассматривается как промежуточное звено между государством и работодателем, отсюда – сокращение объема общеобразовательных дисциплин, сокращение сроков обучения на год. Крайне негативно действует на преподавателей массовая отчётность, отрывающая силы от образовательного и воспитательного процесса. «Это подход не профессионалов, а менеджеров», – заметил докладчик.

Правовым основам системы образования в РФ посвятил своё выступление вице-президент ПАНИ Андрей Антонов. Андрей Витальевич констатировал: «Нормативная база у нас, в целом, неплохая, есть здравые и полезные нормы. Но их реализации в полном объёме мешают серьёзные проблемы с правоприменением. Это сейчас у нас в РФ повседневная ситуация». Подтверждение этого тезиса он продемонстрировал на конкретных примерах, хорошо ему, как адвокату, знакомых из соответствующей практики.

Член горкома КПРФ, профессор, доктор философских наук Анатолий Халтурин отметил, что система образования в России служит интересам господствующего класса, то есть буржуазии, в особенности – крупной буржуазии. Левым силам, считает Анатолий Николаевич, надо обратить внимание на социальную сторону современной системы образования в РФ» и именно с этим, в первую очередь, обращаться и к учёным, и к преподавателям, и к студентам.

Кандидат в члены горкома КПРФ и член горкома ЛСКМ РФ Диана Тянь подробно рассказала о том, какие требования предъявляются сейчас в аспирантуре к соискателям, о том, как сложно исполнить пункт о наличии публикаций за рубежом. Аспирантуры являются платными, цена обучения высока, и далеко не все способные выпускники могут себе это позволить. Несмотря на все уверения чиновников от образования, «Болонский процесс» не оправдал их надежд: задолго до начала СВО ряд стран Европы отказались признавать наши дипломы. Диана Тянь остановилась и на проблемах дистанционного обучения: «технические сбои налицо, надёжного дистанционного обучения, с точки зрения бесперебойных каналов связи, как не было, так и нет во многих вузах, особенно в провинции».

Член Центрального райкома КПРФ, заместитель директора Центра политических исследований Максим Лагутин призвал проработать предложения по системным изменениям в отечественном образовании.

Руководитель направления литературы и искусств ПАНИ Сергей Порохов говорил о целях и задачах в процессе извлечения знаний, об этапах приобретения образовательных навыков, о роли экстерната. «Самообразование – самовоспитание – самоутверждение», – так завершил своё выступление Сергей Юрьевич, вспомнив в этой связи, в частности, жизненный путь Владимира Ильича Ленина и большевиков-ленинцев.

Руководитель Сталинского комитета Иван Метелица отметил важность освещения проблем образования в левой и патриотической прессе.

Член КПРФ Виталий Негриенко поделился своим опытом в продвижении системы быстрого обучения для физической культуры и спорта, неизменно наталкивающимся на нежелание чиновников от спорта менять что-либо в привычных им практике и методологии.

Разговор получился интересным и содержательным. Все высказанные в ходе него предложения будут доведены до депутатов-коммунистов Романа Кононенко и Вячеслава Бороденчика, а с их помощью – и до фракции КПРФ в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, учтены в законотворческой деятельности.

Последние новости
Читать все новости