Последние два дня в нашем городе обсуждается пожар на складе Wildberries в Шушарах. Как сообщали СМИ со ссылкой на МЧС, огонь охватил 1 тысячу квадратных метров, позже он распространился на 70 тысяч квадратных метров. История вокруг пожара находится на контроле руководителя фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Романа Кононенко.
Конечно, бизнес-издания первым делом начали подсчитывать убытки крупной корпорации. Так, называются суммы в 10 млрд рублей ущерба. Но даже если здание вдруг не было застраховано, в чем очень сомневаются эксперты, поводов беспокоиться за кошелек толстосумов нет. Госпожа Бакальчук, гендиректор корпорации, чувствует себя вполне неплохо – она заняла 17-е место в рейтинге Forbes «110 российских миллиардеров 2023». В настоящий момент ее состояние оценивается в $8 800 млн. Для сравнения – в 2022 году состояние оценивалось в $2 100 млн. И еще один факт – генеральный директор компании Wildberries входит в состав Центрального штаба ОНФ. То есть пока «дорогие россияне» затягивали пояса, близкие к властям владельцы крупнейшей корпорации вполне неплохо делали прибыль. Уже планируется открытие нового склада, который планируется пустить в эксплуатацию в течение недели.
Конечно, никаких выводов сделано не было. А надо бы.
Во-первых, по «доброй» традиции российского капитализма, здание не было официально введено в эксплуатацию. Врио начальника службы регионального Госстройнадзора Вячеслав Захаров заявил в интервью телеканалу 78.ru следующее: «Не было заявки на ввод в эксплуатацию. У них заключение о соответствии было выдано в 2022 году, а дальше застройщик сам [подает заявку]. Вообще с такими бумагами они не должны были работать без разрешения». Мы согласны, не должны были. Но каким-то образом распределительный центр размером 100 тысяч квадратных метров(!) и высотой в хорошую многоэтажку в течение долгого времени оставался «незамеченным» для контролирующих органов. Злые языки в социальных сетях даже строят предположения о том, что кому-то в соответствующих органах могли «помочь» не замечать явное нарушение закона. Как бы то ни было, факт остается фактом: склад функционировал незаконно.
Во-вторых, показное богатство и демонстративное неуважение к закону дополняется еще одним важным обстоятельством. А именно тем, в каких условиях на складе работали сотрудники. Мы связались с некоторыми из тех, кому доводилось работать на злополучном складе, в том числе и в день пожара. Они не только предоставили нам эксклюзивные фото- и видео материалы (опубликованы в наших социальных сетях), но и поведали об условиях труда. Теперь уже бывшие сотрудники заявляют о том, что многие работали без должного оформления в соответствии с трудовым кодексом, жалуются на ужасные бытовые условия, констатируют текучку кадров, подтверждающую нежелание долго находиться на подобной «работе». Об ознакомлении с техникой пожарной безопасности, со слов бывших работников склада, речи тоже даже не шло. И «вишенкой на торте» является хамское обращение «старших». У нас есть информация о том, что представители руководства даже требовали удалить видеозаписи пожара, сделанные в день происшествия.
И, в-третьих, это далеко не первая история, связанная с отвратительным отношением к сотрудникам в гонке за прибылью. Напомним, что в марте минувшего года корпорация Wildberries уже попадала в поле внимания медиа. Тогда «негативным инфоповодом» стала забастовка сотрудников, охватившая несколько крупных городов страны. Коммунисты выступили в поддержку работников и призвали к бойкоту Wildberries.
Да, в этот раз пожар (по крайне мере, по официальным данным) обошелся без жертв. Но мы знаем множество историй с крайне трагическими последствиями, виновниками которых являлись толстосумы и покрывающие их люди в серьезных кабинетах.
Мы призываем всех работников организовываться в независимые профсоюзы, активно распространять информацию о беспределе, защищать свои права. КПРФ и наши депутаты готовы оказать вам всю необходимую помощь – организационную, информационную, юридическую. В современных условиях борьба за свои права – это не только борьба за улучшение условий труда, но и борьба за выживание. В прямом смысле этого слова.