Перейти на старую версию Закрыть уведомление
Вступить в КПРФ

Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашин на  заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и устойчивого развития сельских территорий

Уважаемые товарищи!

Позвольте коротко, но по существу.

Хочу затронуть один непростой, болезненный, но стратегически важный вопрос — вовлечение сельхозземель в оборот.

На сегодняшний день мы недосчитываемся 34 миллионов гектаров посевных площадей. Обратите внимание на эту цифру — 34 миллиона гектаров. Это масштабнейшая потеря. Да, у нас есть государственная программа, есть общее стремление всех нас — хотя бы ввести в оборот порядка 24 миллионов гектаров в ближайшие годы. Причём это те земли, вовлечение которых не требует чрезмерных затрат.

Если эту задачу реализовать, мы сможем выйти на приемлемый объём посевных площадей и продолжить системную работу по устойчивому развитию аграрного сектора  и дальнейшей работе по вовлечению брошенных земель в севооборот.

Почему, на мой взгляд, процесс идёт так тяжело? Здесь есть целый ряд причин, о которых следует говорить откровенно.

Причин текущей ситуации несколько. И одна из главных — кадры.

Недаром когда-то, в своё время генералиссимус сказал: «Кадры решают всё» — это по-прежнему актуально.

Мы вместе с вами, совсем недавно были в Орловской области, осматривали ситуацию на местах. Посетили также регионы Приволжского федерального округа и Сибирского федерального округа и ряд других территорий. В центре внимания — были вопросы восстановления посевных площадей, эффективного землепользования и выполнения программы комплексного развития села.

Примеры есть разные.

Вот Тамбовская, Липецкая, Курская, Ростовская области — потери посевных площадей по сравнению с 1990 годом составляют всего около 10%. Достойных результатов добились Ростовская, Орловская, Рязанская область, Краснодарский, Ставропольский край и другие регионы. А в целом по Центральному федеральному округу — потеряно 8 миллионов гектаров посевных площадей.

Вместе с тем — Калужская область, где сокращение составило в 2,6 раза,

Костромская — в 3,7 раза, и, к сожалению, наша любимая Тверская область тоже «хромает на обе ноги» — ситуация крайне тяжёлая.

При этом, на мой взгляд, законодательной базы нам уже вполне достаточно. Только за последнее время, пока вы, Дмитрий Николаевич, работаете в Министерстве и Правительстве, а мы в Госдуме — мы совместно приняли 12 федеральных законов, касающихся земли, её оборота, сбережения и сохранения плодородия.

Эти законы направлены и на сбережение земли, и на сохранение её плодородия. Но одних законов недостаточно.

На мой взгляд, пришло время более жёсткого и системного практического подхода в реализации Госпрограммы. 

Необходимо ужесточить контроль и ответственность за использование земель, особенно — за брошенные участки, нарушение севооборота, нерациональное или спекулятивное владение.

Важно напомнить: за землю, за земельные ресурсы в первую очередь отвечают регионы.

И именно на уровне региональных властей, губернаторов должна формироваться реальная политика возвращения земель в севооборот и повышения их эффективности.

Примеры по регионам — тоже разные.

Вот, например, Краснодарский край — сегодня вернул в сельхоз оборот 50 тысяч гектаров земель, изъятых из фонда сельских поселений. Это положительный пример. Мы видим много пустующих деревень и заросших усадеб, брошенных в селах и главное есть кому привести эти земли в порядок, но желание у местных властей пошевелиться отсутствует зачастую.

К сожалению хватает губернаторов, которые фактически дистанцировались от аграрной повестки, не хотят заниматься сельским хозяйством. Дело это хлопотное и трудоемкое отношение сыновье к земле кормилице не всем присуще. Куда легче поставить телегу впереди лошади и ничего не делать. Такие руководители по сути, допускают зарастание пашен лесом, игнорируя их стратегическое значение, распродают, переводят в другие категории.

На мой взгляд, эту ситуацию необходимо решать — и через усиление ответственности, и через экономическое стимулирование тех, кто реально вовлекает землю в работу, кто хочет и умеет это делать.

Хочу отметить, что в Минсельхозе в целом действует рабочий механизм поддержки таких процессов, но, безусловно, есть потенциал для его дальнейшего совершенствования. В частности, по-прежнему затягиваются выплаты, что снижает темпы реализации проектов.

Есть и административные барьеры, которые тормозят процесс. Например, при восстановлении заброшенных земель.

Ситуация типичная: земля подзаросла, фермер или предприятие начинает расчистку, корчёвку, подготовку к возделыванию, и тут же — «стоп» от органов прокуратуры или лесного ведомства.

Мне лично не раз приходилось вмешиваться в подобные ситуации в разных регионах.

К счастью, хочу отметить, что в Министерстве природных ресурсов и экологии — особенно в лице заместителей министра и профильных департаментов — понимание есть.

Они оперативно реагируют, помогают снимать региональные блокировки, когда речь идёт о действительно добросовестных инициативах.

Параллельно с вопросом вовлечения земель в оборот мы должны уделять серьёзное внимание сохранению и восстановлению плодородия почв.

Это направление требует значительных затрат, и не всегда производители в одиночку могут с ними справиться. Да, многие выступают за поддержку сельхозтоваропроизводителя, но не всегда до конца понимают, к чему приводит деградация почвенного ресурса.

Приведу только две ключевые цифры:

– сегодня в стране более 50 миллионов гектаров кислых почв,

– ещё около 25 миллионов гектаров заболоченных и переувлажнённых земель.

Это огромный резерв — но при условии комплексного подхода, включая мелиорацию, раскисление и коренное улучшение. Здесь у нас действительно есть возможность выйти на стабильное получение двух урожаев в год.

Хочу, уважаемые товарищи, отдельно обратиться и к коллегам из Минфина.

Мы только что вернулись из Орловской области, где наглядно увидели, как при использовании капельного орошения удаётся получать два урожая картофеля.

В прошлом году в Краснодарском крае получили два урожая риса. Примеры есть, и их становится больше. Это подтверждает, что при грамотной агротехнике и системной поддержке мы можем резко повысить отдачу с одного гектара.

Поэтому считаю важным, чтобы все эти вопросы — вовлечение земель, восстановление плодородия, мелиорация, техническое перевооружение — решались в комплексе. Именно в этом ключе, как мы понимаем, и строится сегодняшняя повестка — под руководством заместителя председателя Правительства, нашего вице-премьера.

Отдельно хочу остановиться на вопросе обновления сельхозтехники.

Площади в обороте постепенно увеличиваются, а значит, возникает острая потребность в технике — в комбайнах, тракторах, современных системах обработки почвы и орошения.

Мы с Минфином уже обсуждали этот вопрос на одном из последних заседаний комитета. Тогда вы чётко обозначили: ставка по льготному лизингу — 6%. Однако Росагролизинг приводит другую цифру — от 6 до 12%. А ведь раньше эта ставка колебалась в пределах от 3 до 6%.

Ещё раз обращаюсь с просьбой: необходимо вернуться к доступной и прогнозируемой ставке поддержки на технику. Люди в регионах страдают, и это не преувеличение.

Почему Белоруссия сегодня в разы обгоняет нас по уровню технической оснащённости сельского хозяйства. В РФ возможностей не меньше.

И речь здесь не о теории.

Когда мы говорим о  двух урожаях, о продовольственной безопасности — это не надуманные вещи, а реальность, но сегодня трудно во время убрать даже один урожай. Ситуация поддержки со стороны государства на этом направлении требует не менее 20 миллиардов рублей в год только на обновление техники, это минимальный объем для устойчивого развития.

Уважаемые товарищи, теперь что касается ценообразования, я хотел бы привести ещё несколько конкретных цифр, которые вызывают тревогу.

Наряду с нездоровой обстановкой по диспаритету цен с/х и промышленной продукцией ситуация усугублена на рынке продовольствия не в пользу отечественного производителя.

Сегодня мы проанализировали ситуацию по ключевым позициям сельскохозяйственной продукции. Например:

– столовая свёкла — отпускная цена в 4 раза ниже, чем цена на прилавке.

– картофель — в 3 раза дороже в рознице по сравнению с отпускной ценой.

Сейчас, у производителя цена 29 рублей, а в магазинах на полке цена от 88 до 95 руб /кг.

Вот в чём корень проблемы. Мы всё говорим — «поддержка, доступность, стабильность», но система наценок в рознице продолжает душить сельхозпроизводителя.

Справедливости в торговых цепочках — нет. Это искажение наносит прямой урон крестьянству. Говорю об этом с болью.

Ранее мы говорили про технику, про удобрения — и это тоже диспаритет.

Когда-то, напомню, за одну тонну зерна сельхозпроизводитель получал две тонны дизельного топлива. А сейчас — чтобы купить тонну дизеля, нужно отдать 5–6 тонн зерна.

Поэтому, уважаемые товарищи, пора начинать счёт и учёт — по-честному. Закон у нас есть, нужно его принимать и работать .

Хотя бы по товарам первой необходимости нужно навести порядок:

– обеспечить прозрачность цепочки от поля до прилавка,

– дать возможность крестьянам зарабатывать,

– и сделать так, чтобы торговля была заинтересована покупать у них не по минимальной цене, а по справедливой, способствующей расширенному воспроизводству. При этом выиграют и потребители за счет снижения накрученных наценок в торговле.

Я понимаю, что Министерство сельского хозяйства многое делает, мы это видим и отмечаем. Но очевидно: без системных мер в области ценообразования и торговой политики село не вытянуть. Тема эта сложная, с диспаритетом цен бился в ЦК КПСС Месяц В.К., в Правительстве Черномырдина, Заверюха А.Х. дрался с Уринсоном Я.М.  и сегодня мы боремся с тем же злом.

И третье, что касается землеустройства, землеустройство в стране в значительной степени разрушено. Я хорошо это знаю, потому что сам когда-то создавая и осваивая севооборот обращался к районному землеустроителю и получал реальную помощь в нарезке дорог, границ полей в натуре. Это были первые севообороты — 1971–1972 годы. Сегодня, к сожалению, многое из этого утрачено, и задача восстановления системного землеустройства остаётся актуальной, как никогда. Одним законом «о землеустройстве» мы не обойдемся. 

Тем не менее, я уверен — двигаться надо, и мы двигаемся. Когда мы только принимали программу второй целены, многие не верили, что она заработает.

Но мы вместе сдвинули её с мёртвой точки, и сегодня уже есть динамика.

Я убеждён — мы на правильном пути. Но важно, чтобы к этой работе были реально подключены все уровни власти: Губернаторы, региональные команды, муниципалитеты — они должны не просто участвовать, а нести ответственность.

Если мы уйдём в сторону одних только контрольных мероприятий, не решая сути, — это станет тормозом. А ведь у нас есть, что вводить уже сегодня, есть резервы, которые можно подключать уже завтра.

Нам нужно действовать комплексно, по всей стране, по каждому региону — с конкретными заданиями, с результатом.

Я искренне благодарю всех за уже оказанную серьёзную помощь, в том числе — в законотворческой работе. Желаю всем здоровья и удачи! 

Последние новости
Читать все новости