Перейти на старую версию Закрыть уведомление
Вступить в КПРФ

Публикуем авторский материал Владимира Соловейчика с рассказом о круглом столе «Российская наука, образование, культура и «болонский процесс»»

___________________________________________________________________________

Ни для кого не является секретом, что малограмотные и необразованные люди не в состоянии обеспечить должное развитие производства на базе новых технологий, не в состоянии защитить рубежи своего Отечества с помощью новейших вооружений, создать и отремонтировать их. Именно поэтому вопрос развития науки и образования является, в том числе, важнейшим вопросом национальной безопасности. Проблемам науки и образования был посвящен экспертно-аналитический круглый стол «Российская наука, образование, культура и «болонский процесс»», состоявшийся 20 июня.

Мероприятие было подготовлено Санкт-Петербургским горкомом КПРФ при поддержке Центрального райкома КПРФ, Ленинского комсомола, Совета представителей общественных объединений при фракции КПРФ в городском парламенте, Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) с участием экспертов, представителей научного и образовательного сообщества. Ведущим круглого стола был член Центрального райкома КПРФ, заместитель директора Центра политических исследований, кандидат военных наук Максим Лагутин, а открыл обсуждение член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Санкт-Петербургского горкома КПРФ и руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Роман Кононенко. Роман Игоревич поблагодарил всех, кто в жаркий день собрался на круглый стол по одной из важнейших проблем – проблеме образования, а также пожелал успехов в обсуждении заявленной темы.

Член Общественной палаты Санкт-Петербурга, президент ПАНИ, профессор РГПУ им. Герцена Алексей Воронцов в своём приветственном слове отметил, что «Болонский процесс» в высшем образовании нам навязало правительство без обсуждения на местах с губернаторами, не спросив совета у ректоров университетов и вузов. Алексей Васильевич подробно рассказал о действиях Фонда Сороса на ниве образования и высказался за усовершенствование системы ЕГЭ.

От имени Центрального райкома КПРФ и горкома Ленинского Комсомола участников круглого стола приветствовал второй секретарь райкома КПРФ и член бюро горкома комсомола Иван Чангли. Иван Дмитриевич сам пять лет назад закончил магистратуру и, как бывший студент-юрист, поделился своими наблюдениями: «Мало лекционных часов, делается упор на то, что студент в свободное от учёбы и работы время всё освоит сам. «Болонский процесс» привёл к тому, что на многих бакалавров потенциальные работодатели стали смотреть как на недоучек».

Профессор и заведующий кафедрой РГПУ им. Герцена Александр Прилуцкий детально рассказал о том, что при переносе «Болонского процесса» на российскую почву в 2003 году из него было взято всё самое худшее без учёта возможных положительных аспектов. «Главная проблема образования и науки – бюрократизация», — считает Александр Михайлович. При этом важна и проблема инструментария оценки деятельности учёного, так как интенсивность научного цитирования может быть в самых разных контекстах, не всегда положительных.

Психолог, член Приморского райкома КПРФ и председатель созданного на базе этого райкома «Комитета просвещения, педагогики и воспитания» Андрей Локиев представил собравшимся вышедший в свет первый номер Бюллетеня этого Комитета, вручив его товарищу Кононенко.

В своём выступлении Андрей Алексеевич много говорил о необходимости воспитания волевых черт характера у детей. «Задача государства состоит в том, чтобы человек мог реализовать свои способности — дать ему эту возможности посредством системы образования!», — так определил главную задачу Андрей Алексеевич. На проблемах взаимодействия школы и окружающей среды остановился в своём выступлении академик ПАНИ Михаил Марголин.

Комсомолец Диана Тянь в своём докладе «Концепция национальной системы образования РФ как синергия советского и «болонского» опыта» подробно рассказала об этапах «Болонского процесса»: 1999 года – старт его в Европе, 2003 год – присоединение к процессу РФ, 2007 года – принятие поправок в федеральное законодательство с введением в российской высшей школе бакалавриата и магистратуры, 11 апреля 2022 года – исключение РФ из «Болонского процесса» европейскими образовательными чиновниками. «Обещания, данные европейскими державами нашей стране двадцать лет назад, либо не были выполнены, либо были выполнены не в полной мере», — отметила Диана Цзидуновна. Например, не было подтверждения российских дипломов и учёных степеней. Если и взможен синтез «болонской» и советской систем образования, то на базе советской системы.

Первый секретарь Московского райкома КПРФ, полковник Геннадий Денисов является профессором и доктором военных наук, преподаёт, постоянно общаясь со своими коллегами и слушателями. «Я бы не был оптимистом в плане того, что мы сейчас вернемся к советской системе образования», — отметил Геннадий Иванович. Он напомнил о том, что в условиях капитализма власть и деньги имущие не заинтересованы в массовом, широком общедоступном фундаментальном образовании. Коммунист отметил, что массовое закрытие школ привело к интенсификации труда преподавателей, а бюрократизация системы образования (множество бумаг, конкурсы, конференции) отрывает учителей от общения с учениками и собственно воспитательного процесса. Ухудшила условия труда преподавателей и учёных и система цитирования.

Член бюро горкома КПРФ, руководитель регионального отделения ООО «Дети войны» Виктор Беляков рассказал о заседании Координационного Совета по обучению инженерным дисциплинам, состоявшемся во время ПМЭФ, в котором по видеоконференцсвязи приняла участие депутат Государственной Думы от КПРФ Светлана Савицкая. «Роль инженера нынче принижена, на предприятиях инженеров не хватает. Необходимы единые стандарты обучения, стипендия для студентов должна быть не ниже прожиточного минимума, надо поднять зарплату молодым специалистам и вспомнить советский опыт послевузовского распределения для студентов, обучающихся на бюджетных местах», — высказался Виктор Валентинович.

 Член КПРФ из Центрального района Артем Вережников напомнил собравшимся о том, что «Болонский процесс» привёл к утечке из России мозгов в Европу, стал орудием выкачивания туда ценных специалистов, особенно инженерных кадров. Член КПРФ из Ленинградской области Светлана Санникова говорила о духовно-нравственном воспитании школьников:  «Мы должны готовить труженика, созидателя, способного отстаивать интересы своей Родины».

Секретарь Калининского райкома КПРФ, профессор Анатолий Халтурин заметил, что система никогда полностью не вернется к советскому образованию, но взять всё лучшее из его опыта мы можем. За сорок лет многое изменилось. Не надо останавливать жизнь, но надо стараться выстроить её так, как нам надо. По мнению Анатолия Николаевича, мобильность «Болонского процесса» – это мобильность для тех, у кого есть средства, для господ капиталистов и их отпрысков.

Автор книги «Языковая борьба» Виктор Рыбин рассказал о технологиях продвижения английского языка в мире и высказался за введение преподавания языковой политики в профильных вузах. Главный редактор газеты «Новый Петербургъ сегодня» Иван Метелица задал вопрос: «А так ли хочет нынешняя власть отказаться от «болонской системы»? Многие во власти мечтают о компромиссе с Западом, в том числе и в сфере образовательной политики».

По итогам дискуссии были детально обсуждены и приняты с рядом поправок Рекомендации круглого стола, которые направляются в парламент депутатам фракции КПРФ. В них, в частности, была высказана поддержка действиям коммунистов на ниве защиты образования, отмечены пороки нынешней системы, были предложены конкретные меры для исправления ситуации. «Мы считаем, что для развития отечественной науки необходимо разработать методы приобщения студентов к реальной научной деятельности, академической самостоятельности», — сказано в обращении.

Последние новости
Читать все новости